Какими они бывают – наши преподаватели?

Сколько преподавателей – столько и характеров, особенных требований, критериев оценок. Один учитель требует, чтобы  первоисточники вы конспектировали в тетради, а другой — чтобы по каждой теме был сделан доклад. Учебный процесс — своего рода боевые действия за знания и хорошие оценки.

А преподаватели могут быть в этой войне, как вашими союзниками, так и противниками. Выбираем верную стратегию и тактику не только оборонительных, но и наступательных действий: попристальней взглянем по ту сторону учительского стола.

У каждого преподавателя свои, иногда кардинально противоположные, требования к учащимся. Но это ни в коем случае не должно поколебать вашу уверенность в себе. Мало того, уверенность сию можно серьезно укрепить, загодя адаптировавшись к учебному процессу, и как следствие — без особых нервов наполнить зачетку отличным гербарием из оценок. Предлагаем небольшую честную шпаргалку.

 

Тип первый. Строгий

На занятиях у этого преподавателя бывает так тихо, что можно услышать, как муха пролетает.  Строгий преподаватель досконально знает свой предмет, массу смежных областей знаний и требует того же от учашихся. В его представлении любить изучаемую науку вовсе не обязательно: вы можете тоже не соглашаться с представителями той или иной научной школы, но от вас потребуют готовности в любое время дня и ночи аргументированно отстоять свою позицию, ссылаясь на публикации, цитаты научных трудов и результаты исследований.

Единственное, что строгий преподаватель никогда вам не простит  — пренебрежительного отношения к предмету. Если ему покажется, что вы занимаетесь спустя рукава, на экзамене вас не спасет ни знание ответов на вопросы билета, ни зачетка с отличными оценками.

Шпаргалка: чтобы произвести хорошее впечатление, нужно сесть на первой парте и стать воплощением внимательности: конспектировать, ни на что не отвлекаясь. С таким лектором можно и нужно вступать в диалог, но если он инициирован исключительно преподавателем (задан вопрос аудитории).

Если регулярно посещаете занятия, проблем на экзамене быть не должно. Главное — не вздумайте списывать, лучше честно признаться, что от волнения забыли ответ на вопрос, но готовы попробовать его найти в ходе беседы.

 

Тип второй. Увлеченный

Таких преподавателей учащиеся слушают, раскрыв рты от восхищения. Увы, почти ничего не успевают законспектировать, тем более понять. А преподаватель  с упоением рассказывает о поселениях первобытных людей и об индоевропейской языковой семье не потому, что это входит в план занятия — просто ему доставляет удовольствие говорить на эту тему. Лекция — его сольное выступление, и с присутствием учеников приходится смиряться: без зрителей-то выступление не может состояться. Правда, случаются исключения, иногда они любят не только «выступать» с сольными номерами, но с удовольствием взаимодействуют с другими «актерами» в аудитории.

Шпаргалка. Увлеченный преподаватель — хороший экзаменатор. С легкостью ставит тройки даже тем, кто узнал название предмета за пять минут до экзамена. Правильную оценку может поставить только потому, что вы ему симпатичны, но рассчитывать на это особо не стоит.

У увлеченных преподавателей только один, но весьма существенный минус. После курса их лекций в вашей голове не останется ничего, кроме массы интересных, но никак не связанных друг с другом фактов и данных. Поэтому если знание данного предмета вам важны для дальнейшего обучения, придется потрудиться самостоятельно.

 

Тип третий. Занудный

На его занятиях студенты откровенно зевают, а на задних рядах даже подремывают. Если в расписании пара стоит первой, на нее приходят обычно лишь самые прилежные и стойкие.

Занудный преподаватель — тот же увлеченный, просто предмет ему достался неинтересный. Он добросовестно убивает отведенное для занятий время, как правило, по одним и тем же не меняющимся в течение нескольких лет текстам лекций и планам занятий.

 Шпаргалка. Обычно у такого список требований формальный. Постарайтесь побыстрее «отстреляться» и отправиться домой. Возможно, даже великолепное знание предмета не спасет вас, если не успеете написать реферат или законспектировать основные лекции.

Зато и требования к ответу на экзамене у такого преподавателя тоже формальные. Он не будет особо мучить вас дополнительными вопросами: постарается побыстрее провести экзамен и отправиться домой.

 

Тип четвертый. Оригинальный

Чаще всего преподаватели такого типа — мужчины. Им кажется, что их из года в год повторяемые шутки оригинальны и смешны, есть у них и любимая присказка, которую умудряются озвучивать не менее двадцати раз за одно занятие.

Преподаватель такого типа может быть хорошим знатоком  в своей области, но на его занятиях суть предмета порой просто теряется под лавиной афоризмов и острот.

Шпаргалка. Хотите оставаться на хорошем счету у такого? Придется принять правила его игры: поддерживать уверенность в неотразимости его остроумия.

Во время экзамена такой преподаватель ожидает пространных и многословных ответов по теме билета и не только. Иногда это помогает «выехать»: постарайтесь просто мастерски перевести тему со сложного вопроса на хорошо знакомую.

 

Тип пятый. Принципиальный

Это едва ли не самый сложный тип в общении и учебном процессе. У такого всегда в запасе один или несколько постулатов, которых он незыблемо придерживается, какими бы нелепыми и неуместными они ни казались.

Например, может с легкостью поставить пятерку учащемуся, слабо разбирающемуся в предмете, но исправно посещавшему все лекции. В то же время, отличнику, пропустившему ПК или ИК (даже по причине болезни) — никогда не поставит выше четверки. Просто потому, что принцип есть принцип. Примеров может быть множество. Главное — разобраться в анатомии его принципов.

Шпаргалка. Расспросите старших по курсу об особенностях требований такого преподавателя. Лучше это сделать сразу, чтобы по незнанию не совершить оплошности, которая навсегда закроет путь к хорошей оценке.

Не стоит пытаться вступать в борьбу и пытаться доказать, что правы вы. Поверьте, всегда найдется масса способов «завалить» непонравившегося ученика. Несложно угадать, кто выйдет победителем в противостоянии.

 

Тип шестой. Правильный

С таким преподавателем работать комфортнее всего. Информация на занятиях четко структурирована: масса полезных сведений, ничего лишнего. Конспекты можно сразу издавать как учебники, даже без доработки.

Правильный преподаватель всегда четко озвучивает свои требования: к реферату, ответу на экзамене, курсовой работе. И никогда не раздражается, если задают дополнительные вопросы. Даже если информация уже упоминалась не раз.

Обычно прибегает к двум критериям: оценивает прилежание в течение года и знание предмета. Если ни с одним, ни с другим у вас проблем нет, можете смело рассчитывать на высший балл.

Шпаргалка. С этим «золотым» типом нет никаких проблем, так что и особенностей в общении нет.